Поделись:
Подпишись:

Подпишись и будь в курсе всех походоновостей!

Ваша Е-почта:

*Обещаем никому не предоставлять адрес вашей почты и не спамить
**Вы сможете отписаться в любой момент

Основные ошибки начинающего походного фотографа

Основные ошибки начинающего фотографа в походеЕсли вы ходили в поход, то, вполне вероятно, бывали в ситуации, когда после захватывающего, полного впечатлений путешествия обнаруживали полное отсутствие фотографий, передающих увиденную вами красоту.  Казалось бы, на флэшке фотоаппарата несколько сотен фотографий, а показать друзьям совершенно нечего: на одних кадрах белое, абсолютно лишенное деталей небо, другие фотокарточки слишком темные. Попытки съемки в сумерках и возле костра также неудачные: большинство таких кадров смазанные.

На некоторых снимках люди получились как будто  на карикатурах – с непропорциональными частями тела и лица. Выглядит это порой забавно, но человек, изображенный на этих снимках (особенно если это девушка!), вряд ли захочет выложить такую фотографию вконтакт :) А самое печальное в походных фотографиях – это горы. Вживую они выглядят грозно и величественно, а на фотографиях получаются едва заметные холмики на горизонте.

Все вышеперечисленное вызвано ошибками, которые люди, непрофессионально знакомые с фотографией, зачастую допускают при съемке на природе или в походе. Вот список наиболее распространенных ошибок и проблем.

1. Общая трудность фотографирования в походе. Человек, впервые идущий в поход и при этом имеющий цель сделать фотографии с художественной ценностью обычно испытывает когнитивный диссонанс:) В планах – целый день снимать красивейшие пейзажи, а не деле вместе с действительно красивыми пейзажами получаешь целый ворох проблем, требующих постоянного участия. Это и тяжелый рюкзак за спиной, который совершенно не хочется снимать ради одной-двух фотографий, и наиболее распространенный график переходов, при котором самые интересные места посещаются в середине дня, когда солнце в зените, а удобные для занятий фотографией часы (утро и вечер) группа проводит в лагере где-нибудь в глухом лесу:) Кроме того, чтобы делать действительно хорошие фотографии, необходимо хорошо знать местность: оптимальная точка съемки редко когда находится на самой вершине горы, откуда так любят снимать туристы.

fotooshibky1

На фото – типичный внешний вид фотографа в походе. С такой ношей особо не поснимаешьНахмуренный

2. Пренебрежение условиями освещенности. Свет в пейзажной фотографии имеет не меньшее значение, чем композиция. Но именно этому аспекту съемки туристы зачастую не уделяют должного внимания. В результате большинство кадров в походах снимается днем, когда солнце высоко в небе. Такое освещение создает очень контрастный сюжет с резкими короткими черными тенями. Такой сюжет просто не может быть достоверно зафиксирован фотоаппаратом. На снимках, сделанных посреди дня, обычно либо полностью белое небо, либо темная нижняя часть кадра – с людьми и землей. Даже если удается сохранить детали по всей плоскости кадра, снимок все равно получается блеклым и неестественным, что обусловлено тем, что тональный (динамический) диапазон, доступный вашему фотоаппарату, намного уже того, что предполагает большинство подобных сцен. Выход из ситуации – снимать утром и вечером, наиболее предпочтительно – через час после рассвета и за час до заката. При таком освещении контраст сцены ниже, чем днем; тени становятся длинными и мягкими, что визуально увеличивает объем кадра. К тому же, кадр, снятый в такое время, будет насыщен приятными глазу теплыми тонами.

освещение важно!

Фотография, снятая в полдень (слева), и подобное фото, сделанное на закате (справа)

3. Неправильная композиция. Наиболее распространенное композиционное решение фотографии из похода называется “человек на фоне горы”, что предполагает съемку человека в полный рост на фоне горы или какой-то достопримечательности. При этом на фотографии толком не видно ни человека (он изображен в полный рост и находится достаточно далеко от камеры), ни саму достопримечательность (она находится еще дальше и частично закрывается человеком).  Такая композиция очень не выгодная.  Пресловутый заваленный горизонт так же относится к композиционным ошибкам. Правильной композиции, в том числе пейзажной, посвящены целые книги, и формат данной статьи не позволяет раскрыть вопрос достаточно полно.  Основное, чему стоит уделить внимание начинающему фотографу, это методы выделения главного и создание эффекта объемности изображения. Первое достижимо с помощью использования правила третей, второе – с помощью плановости, линейной, тональной и воздушной перспективы, глубины резкости. Не следует забывать и о необходимости исключения из кадров всех лишних элементов.

Человек на фоне горы=))

На фото – Композиция “человек на фоне горы”Смеётся

4. Экспозиционные ошибки. Если при фотографировании на мыльницу нет особой разницы, какой режим съемки использовать, то владельцам зеркальных камер стоит разобраться в параметрах и режимах работы аппарата. Это позволит избежать ошибок, связанных с неподходящей глубиной резкости, неправильным выбором светочувствительности и смазанными  при низкой освещенности кадрами. Наиболее предпочтительные режимы съемки в походе – приоритета диафрагмы и ручной. Первый позволит быстро делать кадры с необходимой глубиной резкости, второй – качественные и продуманные пейзажные снимки.

задний план хорошо размыт

На фото – пример использования глубины резкости, задний план размыт, что выделяет основной объект съемки. Автоматический режим сделал бы резким весь кадр.

5. Неправильный выбор объектива и фокусного расстояния. Принято считать, что пейзажи лучше всего снимать широкоугольным объективом, что позволяет включать в кадр максимум пространства и объектов. При этом далеко не все учитывают, что широкоугольный объектив значительно “уменьшает’’ объекты, в результате горы на снимке выглядят значительно меньше тех, что видел автор снимка вживуюУлыбка Кроме того, использование широкоугольного объектива дает значительные геометрические искажения, снимать людей вблизи на него категорически не рекомендуется. Лучше отойти подальше от человека и использовать большее фокусное расстояние.

искажение

На фото – геометрические искажения при съемке портрета на широкий угол.

6. Неправильное использование вспышки. Очень часто в условиях недостаточной освещенности туристы используют встроенную вспышку. При этом они забывают, что вспышка подсвечивает только передний план (обычно это человек), красивый задний план на таких кадрах получается полностью черным. В такой ситуации правильно было бы использовать ручной режим: достаточно длинную для проработки заднего плана выдержку и вспышку для подсветки переднего. Короткая длина светового импульса при этом не даст переднему плану смазаться.

неправильное использование вспышки

На фото – пример неправильного использования вспышки, при котором фон недоэкспонирован.

7. Пренебрежение пост-обработкой. Многие считают, что если фотография побывала в Photoshop, она автоматически становится неестественной:). Поэтому некоторые стараются вообще не пользоваться пост-обработкой, что, дескать, позволяет сохранить фотографии максимально соответствующими тому, что видел фотограф. На самом же деле практически все фотографии для достижения максимальной реалистичности требуют обработки. Связано это, как уже говорилось, с несоответствием тонального диапазона фотокамеры большинству встречающихся в походе сюжетов и восприятию их человеческим глазом.  Именно поэтому рекомендуется снимать все фотографии в формате RAW (если позволяет камера) и обрабатывать в дальнейшем на компьютере.

обработка тоже нужна

На фото – пример походной фото до (слева) и после (справа) обработки в Photoshop.

В данной статье указаны наиболее распространенные ошибки, не позволяющие добиться высокого качества фотографий в походах и путешествиях. Более подробно изучить тему фотографирования в путешествиях, а также получить комплексные знания по фотографии вы можете в нашем фототуре по Крыму.

Автор: Александр Жосан