Поделись:
Подпишись:

Подпишись и будь в курсе всех походоновостей!

Ваша Е-почта:

*Обещаем никому не предоставлять адрес вашей почты и не спамить
**Вы сможете отписаться в любой момент

Приэльбрусье, Эльбрус 2013. Дневник похода

Восхождение на Эльбрус 2013, приэльбрусьеВсем привет! Ну вот и свершилось, мы успешно вернулись с Эльбруса и у меня появилось достаточно свободного времени, чтобы написать о том, как это было.  А это было круто! Сначала мы прошли суперовой группой отличный маршрут «Вокруг Эльбруса», а потом уже полезли на самый верх. Но обо всем по порядку.

Начало

Желание взойти на Эльбрус у меня появилось еще в конце лета прошлого года. Я даже поискал туры по интернету, но сезон уже заканчивался, было всего пару компаний, что планировали восхождения, но они мне не подошли. И я решил летом сходить сам. Идеальная возможность не применула представиться, был сложен маршрут «Вокруг Эльбруса», который заканчивался в Верхнем Баксане, а от туда рукой подать до Терскола. Решено, сначала группу веду по маршруту, а потом иду на Эльбрус с парочкой друзей.

панорама с вершины

День 1 – Встреча

Трое участников с Одессы ехали на машине в Невинку и встречались с группой там, остальных же я ждал на жд вокзале Киева. Группа мне сразу очень понравилась – все спортивные, потянутые, а главное - улыбчивые! С первого взгляда на участников я понял, что поход будет отличнейший и проблем не стоит ожидать. Не всех я видел впервые  – с уже знакомых был Дима (инструктор по Крыму), Аня и Сережа – они ходили со мной на 8-е марта «Дорогу в маленький рай». Этих троих я был особенно рад видеть, так как за любой поход участники становятся немножко (или множко, у кого как) родными и за ними время от времени скучаешьУлыбка Раздаю продукты и садимся на поезд. В большей части места рядом, знакомимся ближе, 26 часов дороги пролетает незаметно.

впервые открылся красавец Эльбрус

День 2 – К месту старта

В Невинке нас уже ждали одесситы и водитель Олег. Очень порадовало наличие прицепа на машине, сгружаем туда рюкзаки и сами с комфортом размещаемся в бусике. К Хурзуку около 4-х часов езды. По пути заезжаем на порог «Жолоб», несколько лет назад я так же смотрел на него в водном походе. Порог суров и многоводен как и тогда, знакомые места радуют душу. Уже на подъездах к аулу расцвело, так что идти по темноте не приходится. К первой стоянке идем около 3 км вверх по р. Хурзук к месту впадания небольшого ручейка Еникол. Стоянка на возвышенности, ветреная.  Ближе к вечера начинается дождик, но группу это не пугает,  все остаются на улице и общаются дальше. Дождик оказался кратковременным и уже через полчаса-час вышло солнце, появляется радуга, на ближайших вершина отчетливо видно, что выпал снег – неимоверно красиво.

Красивый родник

День 2 – Мама, я хочу домой

Как там поет Визбор? Думаю, примерно так думал каждый во время сегодняшнего подъема. Думал, но молча, шаг за шагом шел дальше! А идти было что, ведь нужно набрать около 1100 м высоты, попутно поднявшись на перевал Еникол и уйти дальше. Первые 250 метров даются очень легко, дорога хорошая. Но чем выше, тем сложнее. В изобилии коровьих троп теряется наша и приходится подыматься напрямую по зеленке. Жуть как тяжело было, не помню, чтобы еще когда-то я так помирал с рюкзаком. Но смотрю на участников, а те молча топают – значит и мне надо! Тут вспомнился анекдот:  «Идут, значит, на гору новичок, значкист, разрядник и инструктор.  Идут долго, подъем тяжелый. Новичок думает: «Когда же эта проклятая вершина?», значкист думает: «Когда же привал??», разрядник думает:  «Когда эти двое уже сдохнут и попросят привал?», инструктор думает: «Ну и лоси же мне достались!»» Вот примерно так и мы подымались, каждый со своими мыслями и своей мотивацией, но молча и не жалуясь. Вообще, это первая группа, что ни разу за весь поход не спросила о привале, за что им отдельный респект и уважуха! К месту стоянки вышли примерно в 17.00, капает небольшой дождик, но скоро распогодилось. Вокруг чрезвычайно живописно. Кстати, у нас появился 13-й член команды – это собака  Жужа, она сегодня весь день шла с нами, за что получает свою порцию каши.

еще один ручей)

День 3 – Впервые видно Эльбрус

Утро туманное, но постепенно солнце его топит и нам впервые открывается красавец Эльбрус. Сам переход не сложный, без больших перепадов высот – можно сказать, сегодня отдыхаем. Во время всего пути любуемся Эльбрусом, его вид делает меня спокойным и в сердце вселяется уверенность в успешном восхождении. Стоянка под перевалом Чемарт на высоте 3000 м. Весь день солнце, это радует, но немного пообгорали. Вечером заморозки.

Стоянка

День 4 – Прощай зеркалка 2

Так как стоянка под самым перевалом, через полчаса мы уже на нем. Далее спускаемся в долину реки Кизилкол, небольшой брод и подымаемся на пер. Бурунташ (3155). Стоянка в чрезвычайно красивом месте. Вообще, все стоянки неповторны и необыкновенно красивы, даже не знаю, какая больше всего понравилась.. Вечером иду фоткать «застывший» ручей, начинается дождь с градом, что не мешает мне сделать еще пару фоток. Мне то не мешает, а вот фотик промок и отказался включаться. Печаль-тоска, впереди Эльбрус, а фотик не пашет(( В прошлом году, во время похода Архыз-Домбай тоже его топил, так что не привыкать. Надеюсь высохнет.

на перевале

День 5 – Джилы-Су

Переход начинается с настоящего брода. Река ледниковая, утром воды мало и брод совсем не сложный, но впечатлений море. Переправляем на другой берег и Жужу, не бросать же ее тут! Дорога по плато Ирахитсырт ровная, идем быстро. В Джилы-Су мочим ноги в какой-то оранжевого цвета воде. Говорят, нужно посидеть 15 минут, и все в вашей жизни будет гуд. Ну что ж, посмотрим=)) Возле источника очень много народа, на стоянку становимся немного дальше, на территории чумнои службы. Народ приветливый, но со своими традициями, их стоит учитывать. Они ловят сусликов, коих тут немеряно, и каждых два дня отправляют в центр на экспертизу. Пока все хорошо, чумы нет.

фот она память

День 6 – ближе к Эльбрусу

Утро прекрасное, солнышко, прямо перед нами на полнеба раскинулись две белоснежные груди Эльбруса. Мы же подымаемся по ручью на пер. Сев. Каракайский, перепад высоты 580 метров. Спуск с перевала вверх по течению р. Исламчат. К месту стоянки от перевала 2-3 км. Сама стоянка находится на слиянии Исламчата и нескольких безымянных ручейков, она оточена с трех сторон горами. Говорить, что тут красиво, думаю, не стоит, сами все поняли.

красота!

День 7 – Место подумать

Собираемся долго и выходим поздно, но нам и некуда спешить. 620 метров вертикали пролетели быстро и мы на перевале Кыртыкауш. По пути видим очень красиво выложенный с камня герб Украины, приятно. Спускаемся в долину реки Кыртык, погода отличная. Тропа маркирована буквально через метр – такого я еще не видел. Им краску некуда было девать? В диком недоумении идем к стоянке. Долина Кыртыка очень красивое место, вылажу на небольшой уступ и зависаю на нем на пару часиков. Внизу группа варит кушать, а передо мной такая красота, что просто не оторвать глаз. Время от времени фоткаю. В голову приходят две мысли: 1. Все ерунда и суета сует, кроме гор. Именно в горах и их спокойном величии нужно искать душевное равновесие и покой. 2. Фотик нифига не передает ту красоту, что видят глаза.

Серый и Вадим порадовали группу – полезли бог знает куда за дровами и таки притащили в лагерь пару больших веток. Сегодня сидим возле костра. Еще порадовало то, что фотик просох и нормально заработал. Я в нем не сомневался!

стоянка на Бочках

День 8 -  В. Баксан

Спуск в Верхний Баксан не оказался сложным. По хорошей дороге 15 км проходим за 4 перехода. Ночуем возле села, в ущелье р. Кыртык. Вечером рыбный супчик и немного алкоголя на прощанье.

приют бочки

День 9 – Одно кончается, другое начинается

Сегодня прощаемся с большей частью группы, маршрут пройден  – они едут домой. Немного грустно. Но грустно должно быть им, они то домой, а нам еще предстоит восхождение на высочайшую точку Европы. С группы нас остается трое – я, Дима и Тимур. Еще к нам должен приехать Саша, в 5.20 он обещался быть в селе, но уже 10, а его все нет. Переживаю. На моих украинских номерах совершенно чудеснейшим образом пропало около 100 грн, поэтому нахожу тел у местных и звоню. Оказывается у нас получилась путаница и Саня нас уже который час ждет в Баксане, а не Верхнем Баксане. Между городком и селом около 80 км, чтобы вы понимали. Но к 16.00 все образуется и мы вместе едем на рейсом автобусе в Терскол. Там нас сразу, почти против нашей воли, запихивают в бусик и везут на поляну Азау. Сегодня нужно докупить продуктов и взять кое-какое снаряжения на прокат. За всем этим Саня и Тимур едут обратно в Терскол. Мы же с Димой сидим с рюками. Скучно, брожу по Азау, смотрю что да как тут. Ребята возвращаются вроде бы успешно выполнив свою миссию, мы спускаемся к р. Баксан на ночевку. Полянок много, высота стоянки 2300 м.

вид с палатки

День 10 – Бочки

Всю ночь шел сильный дождь, но на утро распогодилось. Саня забыл на прокате бахилы, поэтому они с Тимуром в очередной раз бегут в Терскол. Тем временем мы с Димой собираем лагерь. Вышли поздно, после 10-ти. Идем под небольшим дождиком, останавливаться совершенно нету желания и за первый переход мы набираем целых 750 метров высоты. Очень неплохо. На заслуженный передых останавливаемся на «Старом кругозоре» в кафе «Озая». Заказываю шурпу, тортик, чаю. Шурпа не очень, а вот тортик и чай хорошие. В кафе заходит группа с Украины – бутылка «Моршинской» сдала их. Так состоялась первая встреча с нашими крымскими друзьями. Их четыре человека – две пары. Дождь не очень большой, а сидеть надоело и мы продолжаем свой путь.  К «Бочкам» доходим быстро, тут уже начинается зона снега. Лагерь на высоте 3709 метров, идем на прогулку на 3900. У меня самочувствие отличное, у ребят тоже неплохо. Но вот Саня немножко поймал горнячку. Ложимся спать рано, примерно 21.00, за бортом уже -5.

друзья с Крыма

День 11 – Приют 11

Утром Саше лучше, кушаем и подымаемся к Приюту 11. Палатки ставим на восточном гребне на высоте 4120. Опять кушаем и идем на прогулку к нижней границе скал Пастухова (4500 м). Подымаемся втроем, так как Саню опять прихватило и он остается в лагере. Мы же подымаемся к скалам, и тусуемся там полчасика – играем в снежки, лепим снеговую бабу, развлекаемся как можемСмеётся Саньок вечером сам подымается метров на 200 и спускается вниз. На завтра в планах подняться выше скал Пастухова, а во второй половине отдых и подготовка к восхождению.

Наш лагерь

День 12 – За день до

В 6 утра просыпаюсь посмотреть на восход – дивной красоты зрелище, как солнце медленно красит в оранжевый цвет белоснежные вершины гор. Любуюсь восходом, не забывая параллельно фоткать. Ну и просыпаюсь, пожалуй не совсем верно. Так как всю ночь не мог нормально спать – толи из-за высоты, толи из-за переполняющих эмоций. К слову, самочувствие на высоте у меня было отличное, даже через чур, но вот спать нормально не получалось совсем и это страшно бесило.  Так вот, в 6 утра в палатке температура -4,2 градуса, а за бортом -9. Примерно в 9.00 выходим выше скал Пастухова, на высоту 4800, спускаемся, пьем чай. Нужно отдохнуть и хорошенько выспаться, но уснуть днем не получается. Топлю воду, заливаю чай в термос, подбираю вещи для восхождения.

восход

День 13 – Восхождение на Эльбрус (5642 м)

Просыпаюсь в 00.20 и начинаю будить остальных. Это чудо, но мне даже удалось поспать часик глубоким сном – радостно! Выходим примерно в 1.10. Саня не сдается и идет с нами. Решаем, что он подымается пока позволяет самочувствие, а потом спускается вниз. Благо народа много, дорога большая и маркированная вешками – потеряться нереально. Доходим до 4825, Саша чувствует, что дальше идти не стоит, поворачивает на спуск. Это очень правильное решение, учитывая его состояние. Ему вообще надо памятник поставить за силу воли и упорство! Я бы в таком состоянии никуда не пошел бы. Дальше идем втроем. Друзья из Крыма идут немного впереди. До начала «косой» (5090) подъем не очень тяжелый, идется нормально. Дальше уже сложнее. Температура -16, жутко мерзнут ноги, идем и стараемся параллельно шевелить пальцами.  Наверное, зря я одевал две пары термоносков – стало немного тесновато, а это не хорошо. Очень тяжело мне дался конец косой и подход к седловине. Может потому, что крутого уклона не было и шли быстрее. На седловине (5300) оставляем рюкзак – так нам посоветовал опытный мужик, с виду живущий тут! Рюкзаки тут много кто оставляет, не беспокоясь о их сохранности – кому придет в голову на высоте 5300 тырить чужой рюк?? После седловины крутой подъем, после каждых 5-10 шагов нужно остановиться и отдышаться, оперевшись на ледоруб.

выше седловины

Вскоре выходим из тени восточной вершины на солнышко, тут гораздо теплей. Руки и ноги постепенно попускает. Мы идем неплохо, много кто движется гораздо медленнее. Головной боли нет, но идти очень тяжело, кислорода мало. И вот она виднеется вершина! Последние метры иду быстро и за это чуть не поплатился  - еле поборол рвотные рефлексы! Примерно в 9.15 выхожу на западную вершину Эльбруса, тут нас уже ждут крымчани. Дима с Тимуром подтягиваются минут через 5. Ну что ж, всех поздравляю, мы это сделали!

На вершине!

И того на восхождение с Приюта мы потратили 8 часов. Спускаемся все вместе, очень много людей все еще идут наверх, к вершине. На седловине достаем термосы и пьем чаек. Попытался скушать кусок шоколадки, но влезла ровно одна долька, и то с трудом. Больше просто не лезет, при чем совершенно никому и ничего не лезет. Спуск мне понравился особенно. Быстро дохожу до начала (конца) косой – 5100 высота, тут прямой и более-менее крутой склон. Сажусь на рейнковер, под попу сидушку, рюкзак на колени и вперед вниз – готовить остальным чай! Примерно до 4400 удалось съехать, далее уже пешком к лагерю – солнце подтопило снег, туристы его растоптали и вместо жесткого фирна образовалась каша, в которой не едешь а грузнешьНахмуренный Из-за сильно быстрого спуска ожидал головной боли, но нет, у меня все гуд. Но вот поспать днем опять не получилось, солнце жарит безбожно и в палатке адски жарко. В остальных с головой не так хорошо, у ребят просто раскалывается, девчонкам еще хуже. Но это все мелочи, ведь мы уже внизу, цель похода достигнута, можно и потерпеть!

День 14 – Спуск

Не впервые ли удается нормально поспать на высоте? Чего мне тут не хватало – так это хорошего сна и нормальной, не топленной воды. Но все это такие мелочи, по сравнению со здешней красотой! Тем не менее, я был рад спуску. Пешком спускаемся к станции «Мир», тут садимся на подъемник и с комфортом едем в Азау. Что интересно, на подъемнику сверху можно съехать на шару, тут нету ни кас ни кассиров, просто заходишь, садишься в кабинку и едешь.  В Азау Саня сразу едет домой, а нам еще два дня тусить. Заказываем шашлычок в местной кафешке, к нам подходят наши друзья. Выпиваем по кухлю местного, эльбруского пива за восхождение, обмениваемся впечатлениями и контактами, прощаемся. Они уже сегодня едут домой.

панорамка

День 15 – Дождь

Стоим на Азау, целый день идет дождь. Но меня это ни в коей мере не расстраивает – сплю весь день, отсыпаясь за бессонные ночи наверху.

День 16, 17 – Пятигорск

Для верности решаем приехать в Пятигорск на день раньше. Добираемся с парочкой пересадок, на это у нас уходит полдня. Решили добираться рейсовыми автобусами, более простой, но подороже вариант – это заказать прямо в Терсколе машину. Стоит от 2500 р с толпы. Заночевали на берегу реки. Утром идем на вокзал, попутно немного погуляли по городу. Особенно удивило отсутствие курящих на улицах – это круто! В поезде познакомились с очень интересным мужчиной, «трехногим снежным барсом», пообщались о горах, альпинизме и прочем.

Ну вот и все, если кратко, хотя и не так кратко получилось)

P.S. Первые мысли после восхождения – да ну его нахер, больше не полезу сюда! Сейчас же понимаю, что еще точно полезу, без вариантов)